IPTV, в отличие от многого количества других телеком-сервисов, штука однозначно дорогая. Это не IP-телефония, не доступ в интернет и не файлообменники, где сервис можно (по-крайней мере, можно было) начать «малой кровью». Собственно, любое цифровое телевидение — штука недешёвая, а прикручивание интерактивных возможностей к DVB, в конечном счёте, едва ли обходится дешевле, чем IPTV.

Чтобы всерьёз сформировать такой ресурсоёмкий рынок, требуются значительные инвестиции со стороны операторов. Современная коньюнктура такова, что рынок должен появиться. Точнее, операторов поставили перед фактом, что они должны это сделать. Для этого были и объективные предпосылки и субъективная, часто нездоровая шумиха, поднятая вокруг предмета.

Э-э-эм, о чём это я? Ах, да!

В любом случае, время становления этой отрасли — время динозавров. Современные Большие операторы требуют или, как минимум, хотят Больших решений. Потому что за те деньги и ресурсы, которые крупный оператор вкладывает в IPTV, он часто хочет «брать в руки и мать вещь». Это самую вещь со всеми бантами за серьёзные деньги сегодня предлагают крупнейшие вендоры мира крупнейшим операторам мира. Так что же они могут предложить и как со всем этим обстоит дело у нас? Всё же у нас есть довольно крупные операторы, за счёт которых поставщики сетевых решений выполняют свои планы продаж. Собственно, было время технологических авангардистов, которые либо создали решение самостоятельно, либо воспользовались самыми гибкими (то есть, обычно небольшими) поставщиками, осознавшими перспективы раньше Монстров. Сейчас пришло время мэйнстрима.

Посмотрим, что где стоит и где кто пытается появиться.

Крупных операторов проводного доступа у нас не так уж и много. Связьинвест, Golden Telecom, ТрансТелеКом и, для простоты, Система. Также Национальные Кабельные Сети с Мостелекомом в Москве и кучей разных компаний и брэндов в регионах.

Самые большие и самые главные брэнды в мировом IPTV сегодня — Microsoft и Alcatel-Lucent. Несмотря на то, что отношения между компаниями далеко не безоблачные, выработанный ассоциативный ряд в духе «мы говорим Партия, подразумеваем Ленин» до сих пор работает.

Присутствие Microsoft TV в России покрыто мраком. Проект Корбины то ли движется, то ли не движется, но наружу себя пока никак не проявляет. Местному штату Microsoft можно только посочувствовать. Собственных сил в России не достаточно, а то, что в западных компаниях называется business case, способный отвлечь ресурсы Большого Microsoft от AT&T, Deutsche Telekom, Verizon и British Telecom, выдумать тоже непросто. Наши масштабы пока не так значительны. А подпорченные взаимоотношения с Alcatel-Lucent привели к тому, что бывшие закадычные друзья теперь возродили собственный OMP. А может, и не закрывали его вовсе. Местные авторитетные интеграторы обзавелись собственными поставщиками компонентов, не такими монстрообразными. IBM отдалась Cisco, Nortel готов принять выпадающее из рук Alcatel-Lucent знамя и всячески демонстрирует своё желание «лечь» под Microsoft. Но даже если они получат формальный статус всемирного интегратора MSTV, войти в крупнейших операторов будет, реально, некем. Просто нет ресурсов. При этом в России есть компании, способные и даже всерьёз воспринимающие мысль о покупке MSTV.

Alcatel-Lucent, несмотря на совсем не большое число внедрений, ведёт себя более чем активно, успел появиться и предложить себя практически всем операторам даже второй величины. Что из себя представлет обновлённый OMP и используется ли до сих пор NDS в качестве настоятельно рекомендуемого CAS, я, признаться, не знаю. Но ребята присутствуют практически везде. Единственное, вроде как, декларируемое внедрение системы — в городе Владивостоке. По одним донесениям, это, в самом деле, OMP, по другим — OEM’ленный iVision.

Другой активный боец, Huawei, похоже, решил сосредоточиться на состригании купонов с российского рынка широкополосного доступа в интернет, по-стахановски перевыполняя планы по завоеванию мира продаже оптики, DSLAM’ов и софтсвичей. Активность компании в деле позиционирования своего IPTV как бесплатного приложения к железкам, пока поуменьшилась. В целом, я бы не сказал, что решение Cascade в самом деле нашло широкое применение за пределами PCCW и в мире.

В области IPTV Nortel в России, да и в мире вообще, прикидывается, что он в домике, в игрищах не участвует.

Cisco закатывает глаза и рассказывает, что у них есть нечто, но пока не говорят толком, что конкретно. Таким образом, вариантов решения Cisco много, объединяет их, в целом, только головная станция Scientific Atlanta.

При этом круче всех в нашем регионе себя чувствует Искрател, который по доброй телефонной памяти, воспользовавшись толкотнёй и замешательством динозавров, успел отметиться в нескольких пилотных зонах Связьинвеста и «засветиться» в украинском Golden Telecom’е. В украинской тусовке говорят, что Жан-Пьер Вандромм пообещал внедрить решение в Москве, если пилот на Украине пройдёт успешно. Тот интерфейс, который я видел, кстати, выглядит просто чудовищно. Будь я участником пилотного запуска, я бы невероятно обломался, увидев такое на экране. Найти разумное объяснение, почему бывшему InfoGate не нарисовали нормальный интерфейс, по-крайней мере для выставок и конференций, я не могу.

Понятное дело, неплохо себя чувствует и наш Netris и Orca. Первый, в целом, как и всякое отечественное решение, настолько же Большим, как Microsoft, вряд ли станет, но, как говорится, свой кусок имеет. Orca же, вроде как, после того как потеряла могучих партнёров, в некотором смысле выпала их обоймы Больших решений. Если раньше круче было не найти, то сегодня ситуация для Orca менее благоприятная.

Итак. Имеем очередь из больших операторов, которые, в целом, готовы внедрять дорогие брэндовые решения. Пусть операторы не настолько большие, как Verizon, однако в перспективе лет семи уж всяко по сотне-несколько сотен тысяч абонентов у них будет. И имеем эти самые дорогие брэндовые решения, ни одно из которых так и не может или не хочет отдаться этим крупным операторам. Пока.

Замешательством, между тем, пользуются те, кто к разделу Самых Больших Пирогов мировых, в общем-то, не был допущен. Рынок осваивается небольшими компаниями. Если на Большом рынке средним и мелким производителям в общем случае достаются средние и мелкие операторы, то у нас ситуация получилась особенная.

Рубрики: Технология